Что нужно знать о лямбде (датчике кислорода)

Лямбда зонд - это устройство, позволяющее выполнять сравнительный анализ состава газов в выхлопной системе и чистого воздуха и, на основании полученных данных, управлять подачей воздушно-топливной смеси в камеру внутреннего сгорания.
Изготавливается датчик из специальных сплавов, благодаря которым он способен работать при температуре свыше 300 градусов. Причем именно такие условия являются наиболее оптимальными для формирования сигнала и передачи его в управляющее устройство. При выходе его из строя зачастую прибегают к замене на эмулятор лямбда зонда и перепрограммированию управляющего устройства.
Как работает лямбда зонд

В процессе эксплуатации прибора в нем накапливаются молекулы кислорода и, в результате физико-химической реакции, на его электродах возникает разность потенциалов. Чтобы лямбда зонд работал корректно при холодном старте и в зимнее время, в его корпусе предусмотрена электрическая спираль, подключенная к системе электропитания автомобиля.
Во время прогрева двигателя и выхлопной системы, прибор не влияет на количественный и качественный состав воздушно-топливной смеси. В этот момент работают датчики температуры, заслонки дросселя и тахометр, считающий количество оборотов коленвала в единицу времени. В момент включения в работу прибора, при несоответствии заводских параметров содержания кислорода в топливной среде и параметров в реальном времени, происходит их корректировка по данным, переданным датчиком в систему управления. Имеется несколько способов проверки лямбда зонда, которые можно выполнить в автомастерской и своими руками.
Существует два типа кислородных датчиков:
- циркониевые с платиновым напылением;
- с напылением из диоксида титана.
Они имеют главное отличие - циркониевые зонды генерируют напряжение, а титановые - в зависимости от концентрации топливной смеси изменяют свое сопротивление. Но признаки неисправности обоих типов датчиков абсолютно одинаковы и при их некорректной работе требуют замены.
При выходе из строя кислородного датчика имеется два решения проблемы:
- покупка нового прибора и его монтаж взамен испорченного;
- программное отключение датчика и установка обманки.
Как правило, автолюбители не желают повторно устанавливать кислородный датчик после выхода его из строя и на это есть свои причины. Основная из них - низкое качество отечественного топлива, а оно в первую очередь и влияет на продолжительность его работы. Отличной альтернативой является замена лямбда зонда на обманку и катализатора на пламегаситель.